Как жили наши предки? Как их устройство их жилища определяло образ жизни?
Слово "изба" (а также его синонимы "ызба", "истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Вход в сени предварялся – крыльцом. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Местоположение печи и зон в избе достаточно строго регламентировалось (подобно строению пространства Юрты) и повторялось на всей территории Руси. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки – правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа – «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке – «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи – «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».
Печной угол или «женский кут» считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца или деревянной перегородкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку.
Она являлась исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину.
Передний угол, над обеденным столом, называется «красный угол». В нем располагалась божница («тябло», «киот»). Божница представляла собой домашний алтарь с иконами с лампадой. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол является самым почетным местом в доме. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый". Его убирали(украшали) рушниками (вышитыми полотенцами). На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.
Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч.
Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек, благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве.
"После обучения мы внедрили систему мотивации, которая работает до сих пор. Система абсолютно живая, гибкая, устойчивая, четко продуманная и рабочая".
Алена Говядик
"Понравилась подача материала,
ответы на вопросы,
примеры практические".
Кристина Борисова
"Структуриванный материал,
ясное, понятное изложение.
Полезный контекст".
Алимбаева Биганша